
Главная
Контакты
Карта сайта
| |
Русский архитектурный авангард в больших длительностях истории
Стилистический параллелизм развития русской архитектуры и западноевропейской обнаружил себя начиная с петровских времен (при наличии интервала запаздывания и сосуществовании разновременных пластов). Данное положение дел характерно вплоть до настоящего времени — при сохранении тех же эволюционных особенностей. Налицо и известное отклонение от установившейся модели в XX в.: синхронность (если не выход на лидирующие позиции) русского архитектурного авангарда
с мировым архитектурным процессом; консервация на протяжении двух десятилетий неоклассики, в 1930-е гг. затронувшей практически весь архитектурный мир; возникновение в 1980-е гг. специфического феномена бумажной архитектуры. Что вызвало мощный рывок русской архитектуры в 1910–1920-е гг., позволивший ей ликвидировать установившийся интервал запаздывания? Для ответа на этот вопрос предлагаем рассмотреть историю русской архитектуры
в больших длительностях. С X по XXI вв. прослеживаются 4 цикла: древнерусский (X—XVII вв.), нововременной (XVIII—XIX вв.), модернистский (1900–1980-е гг.), постмодернистский (1990-е — пред- положительно 2015 г.)*. Возникновение каждого из циклов (за исключением древнерусского, относительно зарождения которого нет достоверных сведений) сопровождалось мощным выбросом (или высвобождением) энергии. Этот феномен затрагивал различные сферы со-циокультурной практики, архитектуру в том числе. Рассмотрим сугубо архитектурные проекции такого энергетического всплеска в переломных — межцикловых — точках архитектурного развития, обозначим то, на что эта энергия «затрачивалась». XVII — начало XVIII вв. — «переключение» режима исторического развития — с провизантийского и автохтонного на западноевропейский, освоение европейских принципов градостроительного искусства, установление стилистического параллелизма, освоение новой типологии и др. Первые десятилетия XX в. — вхождение в лидирующую группу архитектурного авангарда, порождение словаря архитектурных форм XX в., становление основных принципов модернистского градостроительства, выдвижение и развитие новых типологических форм и др. 1980–1990-е гг. — возникновение движения бумажной архитектуры, стилистическая переориентация на постмодернизм, переход к интенсивной модели территориального развития, институционализация частного архитектурного бизнеса, типологическая реорганизация, освоение нового технологического арсенала и др. Можно предположить, что в XVII — начале XVIII вв. и в конце XX в. энергийный заряд растрачивался на «необходимое, но недостаточное» — на высший, внепрагматически-креативный слой его «не хватало». Почему именно 1910–1920-е гг. оказались в этом отношении более счастливыми, пока остается культурфилософской загадкой, но так или иначе в данной исторической последовательности феномен русского архитектурного авангарда по своей общемировой — выходящей за национальные границы — социокультурной значимости выглядит беспрецедентным явлением. Особенно если учесть отмечаемый многими исследователями традиционный перекос русской художественной культуры в вербальную сферу — в ущерб визуальной (исключение -рубеж XX—XXI вв.), а также специфичность отечественных природно-климатических и социально-экономических условий.
* Подробнее об этом см., например: Фесенко Д. В защиту советского модернизма. — АВ, 2006, № 3.
вернутся
|
 |